The Mummy, вы не дождетесь оценок томатометра

Все больше я склонна доверять впечатлению от первого тизера фильма, потому что оно все чаще совпадает с итоговой оценкой просмотренного фильма. Скажем, так было с «Фантастическими Тварями», когда первый трейлер не завлек меня и оставил крайне скептический настрой, потом трейлеры меня заинтересовали, и я даже очень ждала фильм. Но в конечном итоге я смотрела его неделю и так и не смогла досмотреть, потому что буквально каждая сцена вызывала у меня жуткую неприязнь. И если вы хотите знать, какое же впечатление после себя оставила «Мумия» в двух словах, то я скажу вам, что этот фильм показал, как правильно перезапускать франшизы.

sofia-boutella-the-mummy

Алекс Куртцман режиссер сравнительно молодой, за плечами лишь три фильма, но как и Джей Джей Абрамс, в киноиндустрии он давно, и чаще выступал в роли продюсера и сценариста картин. Упомянула я Абрамса потому, что Куртцман может быть известен многим по перезапуску франшизы Стар Трек. Он является сценаристом и продюсером фильмов Star Trek (2009), Star Trek Into Darkness, а так же сериала Star Trek Discovery (и будущему четвертому фильму в линейке, если он все-таки будет). Ко всему прочему он может быть знаком многим по сериалам детства — «Зена: Королева воинов» и «Новые приключения Геракла». Вообще Куртцман чаще занимается сериалами, нежели полнометражными картинами, и я считаю это довольно важным уточнением, т.к. кино и сериалы требуют к себе в корни разный подход. И было более чем вероятно, что он мог допустить ошибку еще на стадии предпродакшена, и фильм не спасли бы уже ни монтажер, ни актеры с операторами, ни Лукас-фильм, которые на постпродакшене занимались спецэффектами, кстати говоря.

Студия Universal, которой принадлежат все классические фильмы о монстрах: Мумия, Дракула, Гиллман и т.д., создала отдельное подразделение для воплощения в жизнь амбициозного проекта по полному перезапуску всех классических хорроров — Dark Universe. По этому поводу у них есть и отдельный трейлер, показывающий компиляцию этих самых хорроров, которые они переснимут.

Позволю себе небольшое отступление и обращу ваше внимание на то, как музыка влияет на восприятие образа, и то, как живо и динамично выглядит черно-белая картинка старого кино при грамотном музыкальном сопровождении. Вот почему я настаиваю на том, что музыкальное сопровождение фильмов очень многое решает и влияет на итоговую оценку происходящего.

И на самом деле я считаю хорошей мыслью отвести под это дело отдельную подстудию, которая сосредоточится исключительно на воссоздании нового мира, где все хорроры окажутся объединены в единую вселенную. Разумеется, не всем такая идея понравилась, и это их право. Не раз перезапуски доказали, что лучше оставлять некоторые вещи в том виде, в котором они существуют уже многие годы. Но если вы готовы задушить в зачатке ваш синдром утенка и отправиться навстречу приключениям, то добро пожаловать в мир, где правят боги и монстры. На самом деле этот слоган казался мне немного несуразным и… не подходящим для «Мумии», но смотря фильм, я оценила его уместность и поняла, что по сути эта фраза отражает не сколько фильм, сколько показывает нам компиляцию Дарк Юниверс.

Буквально в прошлом месяце мне довелось пересмотреть все фильмы новой (теперь уже нет) «Мумии», и это несомненно позволило освежить память и не трястись над былыми приключениями, приговаривая, что «раньше-то было лучше!». Стоит понимать, что время требует от кино актуальности. Если в 90е годы кино-рынок был заполнен семейными фильмами наполовину с однотипными боевиками, то посмотрите на то, что предлагает рынок сейчас. Вы помните последний приключенческий фильм, на который ходили? Не относящийся к большой комиксной или мульт-франшизе. А обычный боевик? Не экшен со спасением планеты, а что-то более локальное. Семейный фильм? Рынок переполнен экшеном, фильмами о супергероях и экранизациями подростковых романов. И знаете почему? Потому что зритель все еще хочет именно этого. И вполне закономерно, что новая «Мумия» будет стараться подстроиться под требования рынка сегодня. И все же, несмотря на экшен, несмотря на графику, перенос сюжета из 20х годов прошлого века в наши дни в этом фильме сохранился дух фильма с Бренденом Фрейзером. Но не это главное, главное то, как они смогли заставить нас почувствовать дух старого фильма. Где-то со следующего абзаца вас могут ожидать спойлеры сюжетные или каких-либо приемов, хотя по факту никакой неожиданной интриги в фильме нет: все рассказано в трейлерах. В любом случае читать дальше вы будете на свой страх и риск.

Интертекстуальность. Прием настолько до пошлого заезженный, что у меня вместо ностальгического умиления и приятных чувств он вызывает тяжелый вздох и закатывание глаз. Потому что пользуются этим повсеместно. Особенно обилируют этим фильмы больших франшиз или ремейки и перезапуски. Режиссер подобным образом заставляет нас проецировать приятные эмоции от чего-то старого, что упоминается в кадре визуально или словесно на его собственную картину. Не важно, хорошо это или плохо, потому что именно в этом фильме интертекстуальности и нет. Рассказать одну и ту же историю, взяв за главных героев мужчину и женщину, вора и археолога это не интертекстуальность, это основа сюжета, которую никуда не выкинешь. И это замечательно. Хотя, конечно, с полным отсутствием отсылок я наврала. Была там книга Жизни. Однако это одновременно и банальный прием и возможность доказать зрителю, что перезапуск не обнуляет события фильма 1999го года. Просто данные события вполне могли случиться сейчас, спустя почти сто лет, книга ведь не растворилась в небытие в тот раз. Не интертекстуальность, но отсылки к грядущим фильмам: лапа и голова Гиллмана, череп вампира и оборотня, и уверена, что было что-то еще в комнате, через которую вели Мортона, но я оказалась не слишком внимательной. И несомненно приятно осознавать, что все это окажется объединено не только знанием зрителя о классической серии фильмов ужасов от Юниверсал, но и внутри киновселенной. Доктор Джекилл, да-да, тот самый доктор, чье звериное альтер-эго — Хайд, разгуливал по улицам Лондона и пугал людей. Именно он, что более чем вероятно, будет объединяющим звеном во всех фильмах. Он и его организация. Расселл Кроу уже постарел и больше не радует нас подтянутым спортивным телом, но он справился с ролью на отлично, и великолепен в образе Хайда, если честно. И более того крайне приятно видеть, что Куртцман не стал зацикливаться только на Аманет, а показал нам и другого не менее мистического персонажа.

Так же зрителю еще с первых трейлеров в глаза должен был броситься тот факт, что этот фильм не обошла стороной мода переосмысливать половую принадлежность героев в перезапуске некоторых франшиз «с нуля». Главный антагонист, мумия — женщина. Герой, за которым ведет «охоту» мумия — мужчина. Вполне возможно, что этот вариант при халтурном создании сценария, погубил бы фильм, но сценаристы Куртцмана — Спейтс и МакКуорри уже не раз работали с историями, где женщинам отводили не второстепенную роль саппорт-персонажа, что определенно повлияло на их подход к данному фильму. Все же несмотря на то, с какими фильмами прежде работал Куртцман, я склонна как раз-таки не доверять его сценарному чутью, он оставляет очень много дыр. Поменяв мумии пол, они не стали превращать фильм в ярмарку тщеславия, где за персонажа Тома Круза воевали бы две амазонки — одна из древнего Египта, другая (сильная и независимая, ведь у нас тут XI век) из современности. Нет, в Нике (Том Круз) легко узнается Рик — солдат, вор, «обаятельный шалопай», Дженни (Аннабелль Уоллис) легко переняла роль спутницы Рика — Иви. И все так же главный герой спасает даму сердца в сложных ситуациях, но к этому добавляется проблема явно настойчивого внимания со стороны возвратившейся к жизни принцессы Аманет (София Бутелла). Свежего взгляда так же прибавил и перенос основных событий из Египта в Англию за исключением первых сцен с Ником и Крисом в Ираке.

Кстати об Ираке. Как вы знаете, премьеру «Мумии» в Англии отложили на некоторое время из-за теракта на концерте Арианы Гранде. Прежде я думала, что причина состоит лишь в том, что это было время траура и прокатчики отнеслись с почтением к ситуации, а так же постарались отложить массовое мероприятие в связи с угрозой повторных терактов. Но в действительности этому явно сопутствовало и то, что перенеся в современность сюжет классической истории, сценаристы поместили героев на север Ирака, где орудовали боевики, уничтожающие исторические памятники. Имена не упоминались, но совершенно очевидно, кого имели в виду создатели фильма. И это вполне закономерное решение, использовать именно такую основу для того, чтобы показать главного героя. Как он говорит своему напарнику Крису: «Я не мародерствую, я спасаю культурные памятники от разрушения», хотя ценность его действий все же сомнительна.

Некоторые моменты  в диалогах в самом начале меня заставили задаться вопросом: почему вы писали сценарий именно так. (Вернее это была одна сцена, где Дженни начитывает на диктофон о найденной гробнице, с такой академической точностью подмечая детали в полутьме, будто всю жизнь готовилась сюда прийти. Уверена, попади она в гробницу какого-нибудь монгольского хана, вряд ли бы выдавала такие же удивительно точные факты и расшифровки символов). Но в общем и целом сюжет фильма выглядит более чем логично и не имеет дыр в повествовании. И отдельно стоит поблагодарить команду сценаристов за то, что позволяет новой «Мумии» выглядеть на уровне с фильмом 1999го года, а именно за юмор. Да, это все же хоррор и пара жутких моментов, которые пощекочут вам нервы там присутствуют. Почти каждая сцена с Аманет — жуть та еще, скажем спасибо за это самой Софии с ее потрясающей пластикой и команде по спецэффектам. Но именно юмор привносит в повествование ту тонкую неповторимую легкость, которая превращает экшен в приключенческий фильм. Вы когда-нибудь задумывались, что именно делает приключенческий фильм приключенческим? Что его отличает от экшена. Юмор, тесно переплетающийся в повествовании и диалогах героев. Вспомните «Индиану Джонс». А теперь старую «Мумию». Так, а теперь «Миссия Невыполнима». Во всех этих фильмах случались и драки, и погони, напряженные моменты, но именно подход к созданию комичной ситуации их разительно отличает. В экшене юмор исходит от практикующегося в иронии и сарказме героя, в приключенческих же фильмах юмор строится на бытовой ситуации, на реакции героев на то или иное событие. Экшен идет рука об руку с пафосом, и порой некоторые моменты выглядят комично, когда герои с совершенно серьезными лицами идут вперед спасать мир. В «Мумии» же если сцена требует естественной реакции от героя, вы ее получаете. Самой показательной сценой, пожалуй, стала сцена в церкви, где Аманет нашла кинжал, и последующий побег героев оттуда. Именно юмор задает тон, который был в «Мумии» 1999го года, потому как общая атмосфера фильма ни разу не повторяет старый фильм. И для этого проделана большая работа: постпродакшен с холодными фильтрами, которые очень кстати подходят Англии, захватывающая операторская работа (момент с падением самолета и четкое разделение кадра на находящегося в самолете Ника и стремительно приближающейся землей за его пределам просто сделали мне хорошо), и звуковое сопровождение, как эффекты, так и музыка.

Вообще операторская работа и режиссера по свету здесь охватывает практически все основные приемы, которые мы встречаем в каждом фильме. Сцена с зеркалом в баре, четкое разделение кадра на правую и левую сторону во время падения самолета, «светлый» персонаж на темном фоне — Дженни против Ника в темной одежде, стоящего в тени на темном фоне и выделяющегося только с помощью игры света на мокрой стене, общий план на Аманет в пустыне, когда Ник получал видения, чтобы показать масштаб и расстояние. И спасибо, что наряду с классическим композиционным балансом они не использовали эффект присутствия или голландский угол, потому что очень часто это делает экшен лишь более лажовым. То же относится и к звукам. Низкий поклон звукорежессеру за то, что он не пытался нагнетать сцену с помощью звукового сопровождения и не устраивал скримеры из хоррор-сцен, позволив лишь нашим глазам воспринимать картинку настолько жуткой, насколько позволяет нам наше воображение.

Мне кажется «Мумия» 2017го года достаточно бескомпромиссна. Как в своем сюжете, так и в вопросе достойный ли это перезапуск. Экшен-сцены со сражениями выглядят живо, и это достигнуто благодаря грамотному распределению сил. Да, как и в любом другом фильме герои, ломая хребтом скамейки и летая туда-сюда по воле злодея, все так же легко могут встать и побежать дальше, но что важнее: сцены со сражениями лишены излишнего пафоса. Думаю, не мне одной доставили удовольствие моменты, когда Ник сломя голову несся к Аманет, но все, что он получал в итоге — отличную пощечину. И это выглядит вполне естественно для такого персонажа, как Аманет, которой нет дела до эпичных сражений, она просто отмахивается от Ника как от надоедливой мухи, при этом не стремится добить его или сломать хребет, скорее просто желает усмирить и подчинить. Кстати, изменение пола мумии тоже пошло на пользу. Ну представьте, как новая версия Иви, «избранная» мумии, не желая становиться этой самой «избранной» и сражаясь за любимого, неслась бы к мумии, а он бы ей оплеух отвесил. Феминистки ведь не дремлют, они бы уже наверняка объявили травлю таким персонажам.

Новый подход и изменение локации тоже внесли свежесть в повествование: тут вам и новообращенные высушенные рабы Аманет и воскрешенные тамплиеры, которые тонут в воде, если полезли туда в кольчуге, и такая эффектная деталь, как египетские пески посреди Лондона. Идея с битым в крошку стеклом витает в воздухе, но исполнена она здесь просто потрясающе, говорю вам как человек уже обращавшийся к подобной идее. Точно так же не уникальна, но добротно выполнена идея с визуализацией подселения чужой сущности в тело ее будущего носителя. Еще в трейлерах меня крайне порадовал эффект с раздвоившейся радужкой, как и письмена на коже Аманет. Ко всему прочему Бутелла выглядит в этом образе настолько органично и так хорошо двигается, что хочется лишь восторженно хлопать и возможно даже пару раз пискнуть в приступе эмоционального порыва. Кстати о ее движениях, крайне приятно, что они уделили время тому, чтобы показать, как только восставшая принцесса с трудом двигается (словно паукан какой-то) и, лишь высосав достаточно жизненных сил из людей, наконец начинает передвигаться изящно и маняще.

И пока вы думаете, достоин ли этот фильм вашего внимания, я готовлюсь сходить на него еще раз. Потому что это действительно достойный перезапуск, сулящий нам возрождение масштабной франшизы. И если они сохранят элементы хоррора и в последующих фильмах, то я всеми руками и ногами за и готова включить режим Хачико. Какими бы не были в дальнейшем оценки критиков, этот фильм доказал, что перезапуск и переосмысление классических франшиз имеет право на жизнь, если его делают на совесть.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s