Pride 2014

Если вы еще не смотрели Гордость (Pride 2014) то идите и смотрите. Этот фильм до невозможного добрый и вдохновляет этой добротой. И нет, он не про геев, а про умение быть добрым по отношению к другим. Самый не гейский гейский фильм, в самом деле.
Концепция сюжета проста. В основе лежит реальная история о том, как ЛГБТ сообщество решило помочь бастующим шахтерам в 84м году. Бастовали шахтеры из-за закрытия шахт, что неминуемо привело бы к упадку целого района страны, безработице, ну а дальше не сложно догадаться, что мог бы Уэльс стать рассадником нищеты, безработицы и криминала. ЛГБТ сообщество, выражая солидарность, оказывает шахтерам финансовую помощь, минуя профсоюз горняков и связываясь с конкретным поселком, и постепенно их совместная борьба со взаимовыручкой дает результаты, и правительство отказывается от закрытия шахт. И в общем-то все. Вот и весь бесхитростный сюжет. Фильм берет свое начало на гей-параде, где один из активистов принимает решение начать сбор финансов и заканчивается на другом гей-параде, где ЛГБТ сообщество в знак благодарности поддерживают шахтеры Уэльса. Сюжет незатейлив, прост, плавен и именно в его прямоте его очарование.

hero_Pride-2014-1

Не ждите плоттвистов, неожиданных ружей Чехова и той любимой «подлости» сценаристов, когда из зрителя вышибают дух, разнежив хорошими событиями, а затем окунув с головой в трагедию. Нет. «Pride» до конца остается тем, чем кажется на первый взгляд. Хорошо это или плохо я не могу сказать. «Pride» можно обвинить в том, что он идет примерно на одной ноте, а с другой стороны можно похвалить за то, что он нарушает канон типичного развития сюжета: вводная, затем все хорошо, неожиданно плохо (ведь нам нужно еще больше оттенить счастливый финал), а потом все неожиданно снова хорошо. Каждый решит для себя сам — украшает фильм такая подача или портит. Потому что это дело индивидуальное, не только в плане зритель, но и в плане фильма. Для каких-то драм подобное развитие сюжета, к примеру, совершенно неприемлемо. Конечно, стоит вспомнить и крылатую фразу «Простота хуже воровства», и я совершенно не удивлюсь, если фильм оставит о себе плохое впечатление у какого-то зрителя. Безыскусность тоже не всем приятна. Но будем честны: иногда нам всем хочется приятной истории, где все начинается хорошо, хорошо и заканчивается. И тем приятнее после просмотра становится на душе, потому что это все — реальные события.
При всем своем безоблачном повествовании «Pride» не лишена и плохих историй, но все они – естественный ход жизни. Джо рано или поздно должен был попасться на своих поездках в загородный клуб кулинарии, Гетина, как любого из них, могли бы избить в подворотне, не сейчас так завтра, и не все в поселке обязаны были проникнуться геями-добряками.

Общий тон картины выражается одним человеком — Марком. Именно он поднимает вопрос о помощи шахтерам, считая, что данная ситуация роднит ЛГБТ с горнякями: в разный момент времени и те и те выступали против правительства в лице Тэтчер и боролись за свои права. Марк собирает вокруг себя будущий героев картины, воодушевляет их и зрителя, говоря, что нужно не сдаваться и что-то делать. С его подачи им удается договориться о встрече с членом совета поселка, он же продолжает борьбу с непониманием и отчуждением. И с него же начинается печальна нота в сюжете, когда он встречает бывшего парня на выходе из бара. События идут одно за другим, Марк на некоторое время теряется из виду: зритель видит тяжелую паузу в истории, когда герои пытаются построиться под события, смириться или набраться сил для нового рывка. И после, когда спираль начинает раскручиваться, показывая нам, какие плоды приносят решения героев, на экране вновь появляется Марк.

Разумеется, Марк – вовсе не вишенка на торте. Каждый герой украшает картину по-своему. Лично я нахожу совершенно очаровательным Майка. За его рассудительность, спокойствие, за его стиль. Джозефа Гилгана я привыкла видеть в иных амплуа. Потому такой спокойный и бытовой образ меня приятно удивил: в нем не прослеживаются маски его других персонажей, что порой бывает с актерами разного уровня талантов. К примеру, Эндрю Скотт тут для меня был скорее более типичен в выборе как играть своего героя. Хотя он стойко ассоциируется у многих с Мориарти, для меня его банальное амплуа это уставший, меланхолично-депрессивный скромник. И в «Pride» его герой именно таков. Порой мне казалось, что он где-нибудь ляжет и попросит пристрелить его. Даже когда Гетин выглядел счастливым, создавалось такое впечатление. Что примечательно, по-настоящему счастливым он выглядел на больничной койке с синяками на лице. Своеобразный оксюморон. Если говорить о героях в целом, то здесь собраны те типы людей, которые действительно могут нам встретиться в жизни. И именно от того, что они все так типичны и уникальны, зритель успевает привязаться к ним и проникнуться ими, нравятся эти герои ему или нет. Марк — заводила и активист (а еще коммунист), тот, кто всегда стоит у руля настроения в компании. Майк из тех, кого всегда о всех печется, становится голосом разума «заводил» и часто мирится с клеймом «мамочки». Типичный манерный гей, которых обожают девочки и водят дружбу, называя их «подружками» — есть. Молодая пара, только-только узнающая друг друга — есть. Зрелая «семейная» пара — есть. Модники, скромники, бунтари и тихони — все они собрались в одном месте, следуя общей идее. И да, здесь есть даже «кошмарная лезба» Стэф, тот самый тип девушек, которых называют «свой в доску парень». Она грубовата, «на стиле», как и Марк, и местами неуживчива с другими. Противопоставляется ей образы более феминной лесбиянки и лесбиянки-феминистки. В истории присутствую и те, кто скрывал свою ориентацию годами, и те, кто является натуралом, но не воспринимает чью-то «не такую» ориентацию как что-то ужасное, есть те, кто настораживается и отвечает интересом на новое знакомство, есть те, кто признает, что чья-то ориентация не повод сторониться человека, есть те, кто до последнего убежден, что геи — ужасная вещь, которой в жизни быть не должно. На фоне основной борьбы героев с устоями и «системой» можно увидеть то, как развивалось движение ЛГБТ в 80е, как люди узнавали о ВИЧ, о предрассудках перед болезнью и сообществом. Проблемы отцов и детей здесь тоже есть: Гетин не общался с матерью 16 лет, с того момента, как покинул Уэльс, а Джо садят под домашний арест, когда узнают о его ориентации и связи с ЛГБТ. И хотя я не смогла здесь хоть где-то хорошо ввернуть пару слов о Клиффе, вам стоит обратить внимание как ненавязчиво сценарист и режиссер подошли к раскрытию его истории, в конечном счете подведя нас к правде о его родстве с человеком, всей душой ненавидящим тех, кто оказал помощь поселку. Да, персонажи жителей поселка это тоже не менее яркая часть истории. Хотя бы Шан, за образом простушки из поселка которой скрывается бойкая женщина, у которой есть свои идеалы, и она остается им верна до самого конца. Или персонаж Имельды Стонтон — Хефина, женщина принадлежащая к «старой гвардии», но при этом готовая к новым открытиям и искренне отвечающая на помощь, оказанную им.

Принимавшие участие в создании картины неоднократно говорили в разных формах, что фильм не о гей-сообществе, а о людях, о доброте, умении сопереживать, поддержке и борьбе. И то, что все это подается в легкой не гнетущей форме, лишь позволяет больше проникнуться идеей доброты. Ориентация героев несомненно важный двигатель сюжета, ведь история о ЛГПШ, но история совершенно не об этом. И она не будет учить вас уживаться и принимать геев. Она будет учить вас становиться человечнее и помогать людям. Но самое главное — об умении принимать помощь. Мы часто говорим о том, что нельзя бросать в беде, нельзя оставлять все на волю случая, если нам плохо, кому-то хуже, если можешь помочь — помоги. Но за этими словами люди забывают учить других как правильно принимать помощь. Что чужие добрые побуждения могут быть искренни и нельзя стыдиться, если ты находишься в неудобном положении. И что самое важное: однажды ты сможешь отплатить кому-то за помощь и прийти на выручку.

Именно за это и стоит любить британское кино, то самое доброе и простое, рассказывающего о людях, которых мы можем встретить в любом городе. Европейское кино — это нечто отдельное, и самое уджасно это то, что у европейского кино есть еще и два отлИчных друг от друга жанра: французское кино и британское кино. Если типичное французское кино это то самое авторское кино, в котором сквозит драма всей жизни, каждый второй герой пытается обыграть другого в игру «кто из нас большая драма квин», а ко всему прочему это все приправлено загадочными концептуальными долгими кадрами и сценами ни о чем типа загадочно смотрящего в пустоту героя, который забыл, что снимал носки и будет еще пять минут экранного времени сидеть с одним носком в руке, а потом сцена поменяется на обед и рыбу в кляре. То типичное британское кино это легкие, вызывающие ощущение близости по духу к зрителю, картины с нелепым юмором и порой слишком простым сюжетом, становящимся предсказуемым еще до кульминации. И «Pride» именно то типичное британское кино, которое можно глянуть в выходной день, когда ты хочешь отвлечься и не вдаваться глубоко в сюжет. Погрузиться в атмосферу фильма помогает не только антураж, и нынче вновь актуальная моа, но и цвета картины. Да, тут нет сцен, когда солнышко радостно светит в лицо и будто говорит нам: «Всё замечательно», но даже промозглые зимние пейзажи Уэльса не взывают желание повеситься от тоски. И хочется отметить правильное решение при монтаже: они  сделали цвета яркими, живыми, но при этом убавили в палитре черный цвет, сделав картинку приглушенной. Операторская работа тут не выделяется какими-то уникальными решениями, да это и не нужно для фильма такого жанра. Кадры здесь простые, построены четко, а монтаж позволяет следить за реакцией всех героев.

C7RvdnUXgAQczNV

Если говорить более предвзято (хотя, пожалуй, куда сильнее), я несомненно покорена этим фильмом. Я смотрю много картин, многие из них уже через неделю забываются. О некоторых я пытаюсь написать месяцами, а какие-то западают в душу, не отпускают и я их могу пересматривать снова и снова. Как «Inception». Картина, которую я регулярно пересматриваю раз в полгода. Надо сказать, что и «Pride» я сумела пересмотреть за день дважды. Потому что мне очень хотелось поделиться впечатлением, а с не смотревшим кино человеком сложно обсуждать свои эмоции. «Pride» однозначно уходит в копилку приятных фильмов, которые я запомню. За Игру актеров, за персонажей, за вдохновляющую борьбу и маленький ликбез в конце. И несомненно за очень малое количество гомосексуализма в там гомосексуальном фильме. Однополых поцелуев здесь меньше, чем в некоторых фильмах без гей-тематики в главных жанрах. А еще за невероятный броманс между Марком и Майком. На самом деле мне даже жаль, что у гетеросексуальных персонажей порой не такие близкие, но при этом не фансервисные отношения. Думаю, все дело в ауре актеров и химии между ними.

Смотря на них, у мня закрадывается впечатление, что при создании Ангуса и Грэга в Night into the woods вдохновлялись не только сестрой и бойфрендом сценаристки, но и этими двумя. Хотя это уже большие домыслы, конечно.

Надеюсь, однажды, в нашей стране кто-то тоже догадается, что ЛГБТ-сообщество может не только устраивать пустозвонные парады, но и заявить о себе как о зрелой ячейке общества, готовой прийти к кому-то на помощь. Ведь если бы не Марк Эштон, решивший в далеком (не очень) 1984м году помочь горнякам в их борьбе за шахты, в 1985 эти самые горняки не поддержали бы в знак благодарности гей-парад и это не вызвало бы резонанса, который в последствии помог добиться ЛГБТ-сообществу признания правительством их прав. Это был маленький, но точно такой же маленький шаг сделал и Марк, решив на гей-параде собрать деньги в поддержку горнякам.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s