Imitation game

Imitation game стала для меня фильмом-открытием. Он не показал мне чего-то нового и удивительного, но за прошедший год это (за 2016, да), пожалуй, один из самых потрясших мое воображение фильмов. Потряс он меня в том плане, какие эмоции вызвал. Фильмов-биографий мною было уже увидено много, как и фильмов про ученых и про геев или любых других представителей меньшинств. И драм среди этого всего было видано-невиданно, и в конкретно этом случае выбор пал на фильм просто из интереса к игре Камбербэча. У нас с этим актером долгий путь к пониманию и смирению. Впервые я узнала о нем из новой экранизации Шерлока несколько лет назад. Когда это началось? В 2010м? И с тех времен я относилась к нему с крайним предубеждением. И меня до сих пор мучает вопрос, было бы мое мнение изначально другим, если бы я посмотрела «Третью звезду» сразу, как только узнала о фильме? Тот фильм мне известен тоже давно, но с регулярностью золотой рыбки я забывала, что там играет Камбербэч и весьма удивлялась этому каждый раз, пока наконец не посмотрела. Но посмотрела я его уже когда «смирилась» с Камбербэчем. А перед этим было несколько лет отторжения и нежелания видеть в нем хоть сколько-то хорошего актера за его лошадиным лицом. Более менее об этом всем я писала еще в рецензии на «Доктор Стрендж», но все-таки повторюсь немного. Вторая половина 2016го года стала для меня временем открытия талантов Камбербэча: я посмотрела наконец Звезду, затем второй фильм ребутного Стар Трека (четыре года я избегала его смотреть из-за Бенедикта, да), а затем и «Игра в имитацию». Надо ли говорить, что привыкнув к Камбербэчу и смирившись с порой его крайне не симпатичной внешностью, я была очарована его Тьюрингом. Камбербэч — тот вид актеров, чья харизма может затмить десятки красивых людей и захватить абсолютно все ваше внимание. Я всегда была склонна следить за работами более харизматичных, нежели красивых актеров. Хотя харизма вещь такая… Порой начинаешь уже думать «да нет, постойте, этот человек определенно красив, разве мы все не признаем это? Да, очевидно, что его красота — дело рук харизмы, но ведь этот человек действительно красив». И именно на этой мысли я ловила себя в паре кадров фильма.

The-Imitation-Game-Final-Poster

Закончив с небольшим вступлением позвольте же мне рассказать о фильме. «Игра в имитацию» повествует о трех периодах жизни Тьюринга — юношестве и учебе в закрытой частной школе для мальчиков, начале подъема его карьеры ученого, когда он смог создать машину, победившую «Энигму» и о закате его славы и жизни, когда полиция, разыскивающая грабителей квартиры Тьюринга, узнала о его гомосексуальности. Большая часть повествования отдается, разумеется, самому важному периоду жизни Алана: временам Второй мировой войны, когда он и еще несколько коллег-математиков, занимавшихся криптографией по заказу правительства, стали искать пути решения сложнейшей на тот момент задачи: как взломать и прочитать шифры «Энигмы». Эта машина была шифровщиком всех посланий Рейха, которые они передавали по радио. Тьюринг и команда провели половину войны за вычислениями и попытками понять алгоритм. Каждый справлялся по своему: одни в отчаянии пытались дешифровать вручную по известным им методам, другие пытались написать программу для этого. Да, работа Тьюринга над его будущей дешифровальной машиной, которая получит имя его первой любви, стала зачатками создания ЭВМ и программирования. Конечно, само программирование в своих первых образах было еще раньше, но Тьюринг приблизил великий век создания мыслящей машины.
Сложность работ ученых заключалась в том, что каждый день нацисты меняли шифр «Энигмы» и тот алгоритм, который был актуален вчера сегодня уже бесполезен. Алан утверждал, что может создать и заставит работать машину, которая сможет дешифровать «Энигму» каждый день. На это ушло много времени и денег, упорный Тьюринг даже сумел добиться аудиенции у Черчилля, чтобы убедить главу государства в необходимости и важности его работ. На фоне этого нам показываются поиски Алана других специалистов, способных помочь команде. Так он знакомится с молодой девушкой по имени Джоан Кларк, в будущем именно она станет его женой, пусть и не надолго. Даже разорвав отношения с Аланом, у Джоан останутся теплые чувства к ученому: в одной из последних сцен фильма мы увидим, как она будет утешать больного и отчаявшегося Тьюринга, прошедшего через химическую кастрацию. Сцены, повествующие о юношестве, показывают нам дружбу Алана с Кристофером, мальчиком, оказавшим сильное влияние на будущую жизнь ученого во всех аспектах. Это и первая любовь Тьюринга: невинная и чистая; и тот, кто позволил Алану приоткрыть дверь в мир криптографии, которой он увлекся со всей страстью.

tumblr_o8b6d76sJ21s2mokto1_1280

В процессе повествования Тьюринг выясняет, что в группе есть еще один гомосексуалист, и это своего рода протянутая рука помощи: он чувствует единение с этим человеком, ведь Кернкроссу приходится скрывать свою ориентацию так же, как и Тюрингу. Последующее раскрытие тайн Кернкросса, конечно, ставит под угрозу мирную и спокойную жизнь Алана.
Многим не нравится, что «Игра в имитацию» стала фильмом о людях и их отношениях, о играх разума не на высоком уровне войны между государствами, а о более простом — о проблемах и борьбе между конкретными людьми. Но на мой взгляд это позволило фильму быть более честным и открытым. Когда мы видим борьбу двух больших коалиций, это несомненно задевает нас и рождает переживания, но когда мы видим конкретное воплощение проблем и у вступающих в схватку есть имена и судьба, эмоции зрителя усиливаются. Да и за каждым открытием всегда стоят люди с их амбициями, переживаниями, ссорами и страхами. И возможность увидеть эту «подпольную кухню» для меня более ценна, чем рассказ о том, как Тьюринг победил «Энигму». Нельзя требовать от художественного фильма сухости фильма документального. Когда я хотела узнать о том, кто такой Алан Тьюринг и что такое тест Тьюринга (а далее история с «Энигмой» и прочее), я просто читала статьи, книги и документы, а не побежала на «Игру в имитацию». Кто-то в защиту своего возмущения может сказать, что это ведь шпионский фильм. Я же отвечу, что да, это шпионский фильм, но гораздо более честный чем Бонд, к примеру. Так чего же в еще хотите от него?

Об истории жизни Тьюринга я знала до того, как посмотрела фильм. Помню, насколько меня потряс факт заката его карьеры и жизни. Тьюринг был не первым геем, получившим порицание за ориентацию, но его история как-то особенно болезненно воспринялась мною тогда. Это и факт того, что Камбербэча я долгое время не признавала, тоже повлияли на то, почему я посмотрела фильм только осенью. Бенедикт справился с ролью идеально. Я не устану повторять то, что его игра меня потрясает до глубины души. Кинематографу просто повезло встретить этого театрала. Конечно, и самому Бенедикту повезло попасть на широкий экран, не будет и это опускать. Тьюринг, как личность гениальная, страдал некоторой асоциальностью, какая присуща многим незаурядным людям. Вполне возможно, что его гомосексуальность — результат его ума, кто знает. Так или иначе Камбербэч сумел хорошо передать характер Тьюринга, человека способного вести себя «нормально», но порой выглядящего как чудак. Кроме Кабербэча здесь задействовали и Киру Найтли, которая привнесла особенное очарование в свою героиню. В какой-то момент я получила большое перенасыщение Найтли, а еще эта вечная проблема истоков ее восхождения на кпинематографа благодаря роли в «Star Wars» и сходстве с Натали Портман. Быть может часть моего раздражения ее лицом исходит от этого. Неосознанно, но все-таки. И я буквально в каждом кадре боялась ощутить это самое раздражение и испортить свое впечатление о героине Найтли. Но она была настолько очаровательна и хороша, что мои опасения не подтвердились. Хорошо и безупречно смотрелся и Мэттью Гуд в роли Александера, оттеняя Бенедикта. Каждый из них стал своим воплощением гения, благодаря чему и Камбербэч и Гуд выглядели на сто процентов выигрышно на фоне друг друга. Умный, холеный и весьма общительный Александер и страдающий комплексом гениальности, местами очень хрупкий и крайне ворчливый Тьюринг. Слаженность работы Гуда и Камбербэча создала настолько тонкое напряжение между их героями, что момент их всеобщего триумфа и объятий кажется настоящим откровением. Я не люблю грубые и открытые приемы взаимодействия персонажей, будь то вражда, дружба или любовь. Как бы это не радовало сердце, но простые и не многогранные проявления чувств после долгого напряжения — это не то, что меня удовлетворит полностью. Игра в полутона, случайные взгляды, жесты, которые актеры дарят свои героям — все это являет собой не только приятную картинку для зрителя, но и показывает насколько точно актер передал своего героя, вдохнул в него жизнь. И трио Гуд, Камбербэч, Найтли справились настолько идеально, что это кажется фантастическим. Нельзя обойти стороной и работу сценариста. В какой-то момент команда Тьюринга сталкивается с новостью о советском шпионе. Довольно вскользь, будто между делом — картина не делает на этом акцент, будто говоря: «Запомните это ружье, оно еще выстрелит». Это просто один из многих фактов, которые происходят на экране. И как идеально раскрывается эта история ближе к финалу, когда позабыв об этом факте, Тьюринг случайно обнаруживает на столе Библию, стихами из которой шпион шифровал свои послания.

tumblr_o8ew32D7s51s2mokto1_1280

Один из самых великолепных моментов фильма это, разумеется, сцена, где они запускают Кристофера и получают первую удачную дешифровку. К моменту кульминации события настолько натягивают струну терпения, что с легкостью можно было совершить ошибку и не выдержать собственного накала. Но фильм блестяще вышел из созданной им же ловушки для эмоций.

Режиссура, актерская игра и слаженная работа оператора — все это родило потрясающую картину, достойную всех тех хвалебных отзывов, которые она получила. В ней есть минусы, как в любой другой вещи. Ведь все в нашем мире относительно. Но для меня она от и до великолепна. Игра Камбербэча в завершающем этапе жизни Тьюринга пронзительна. Я боялась этих сцен, потому что еще с первых минут фильма поняла: Бенедикт сыграет Тьюринга настолько живо, что я едва смогу пережить последние дни жизни героя. Отчаяние гения, потерявшего все, что он любил, страсть его жизни — математику. И все это из-за одной маленькой, но фатальной ошибки — знакомства не с тем человеком. Если бы не тот жиголо, решивший с друзьями обокрасть своего обеспеченного любовника, полиция не стала бы тянут за ненужные ниточки, которые привели к открытию тайны, за которую в те времена в Англии могли посадить. К людям, занимавшимся секретными исследованиями во времена Второй мировой был повышенный интерес. Ведь кто знает, они могли проникнуться идеями коммунизма, продаться за деньги дяди Сэма или заразиться анархическими идеями и продать тайны Родины. Но отступая от фильма на шаг, я все равно не могу смириться с тем, насколько безразлично страна отнеслась к человеку, который помог ей выиграть войну. В ужасное время для всего мира этот человек позволил своему гению послужить на благо нации, а несколько лет спустя страна проигнорировала его проблему. Потому что о том, что дела Тьюринг нельзя было говорить. В архивах его досье оказалось пустым. Потому что каким бы гением ты не был, нельзя заниматься мужеложством. Выиграй Алан Тьюринг войну в одиночку, уверена, даже в этом случае Королевство не восприняло бы заслуги своего подданного как аргумент в защиту от любых компаний в его личной жизни со стороны властей. Но так случилось, что Тьюринга обвинили в мужеложстве и, как и полагается, суд дал ему право выбора: отсидеть положенный срок в тюрьме и выйти на свободы здоровым (относительно, конечно) или подвергнуть себя лечению от гомосексуализма как болезни, а именно — гормональной терапией. Любовью всей жизни Алана была математика и его работы над машинами. Разумеется, он выбрал отказ от своего естества, опозорившего его, потому что не мог представить жизни без своей работы. Ведь в тюрьме ему никто не даст собирать новые машины. Как и следовало ожидать — химическая кастрация сделала их него овоща с тремором и отсутствием желания жить дальше. Джоан навещает Алана в его последние дни жизни, видя перед собой не гения с горящими глазами, а умирающего внутри себя человека, понимающего, что он благодаря призрачной свободе выбора решать свою судьбу сам отнял у себя возможность создавать и творить. Я не знаю и на самом деле не хочу знать, что чувствовал Тьюринг в последние дни жизни на самом деле. Джоан ли сжалилась над ним и отравила яблоко цианидом, сам ли он отравил его, а может кто-то подбросил, и было ли яблоко вообще отравлено. Возможно Алан, осознав безвозвратно утерянные возможности, добровольно принял яд. Многие современники, знакомые с Тьюрингом говорят, что на самом деле Алан относился к гормональной терапии не так уж серьезно, строил планы на будущее, не унывал. Однако, я хочу заметить так же, что многие люди недооценивают влияние гормональной терапии на организм. И не важно, что лечится (а гормонами лечатся многие вещи).

Да, возможно «Игра в имитацию» слишком драматично подошла к попытке показать жизнь и уход гения. Но эта картина оказалась настолько пронзительной в своей тонкости, что я была покорена. Вряд ли я захочу пересмотреть фильм. Он легок сам по себе, но оказал на меня сильное влияние, открыв новые грани уже знакомых мне вещей и людей. И я рада, что он закончился не сценой ухода Алана из жизни, а окончанием войны, победой Тьюринга и его команды над «Энигмой» и призрачной легкостью, которую они ощутили, сжигая документы, хранящие доказательство их сложной работы. И да, в 2013ом году королева Елизавета II помиловала Алана Тьюринга. Увы, уже давно посмертно.

Добавить комментарий

