Драйв

Это будет весьма презабавная история о том, как я долго шла к тому, чтобы посмотреть Драйв, в оригинале Drive, разумеется, снятом в 2011 году. У меня долгое время сохраняется какая-то неприязнь к Райану Гослингу, как актеру (сейчас градус стал ниже, теперь это скорее некоторая настороженность). Не могу сказать, почему так вышло. Быть может он чем-то обидел меня в детстве? Скажем, в роли Геркулеса или я помню его по сериалу пси Фактор. Я не смотрела с ним ни одного фильма осознанно, но знаю о многих фильмах из тех или иных источников. Потому для меня самой такая необъективная неприязнь была крайне странной. Я хотела посмотреть Драйв, но в перспективе далекого будущего. Возможно заочно против Гослинга меня настроила любовь многих к его актерству и хваление того же Драйва. К фильму у меня тоже имелась какая-то осторожность. Скорее всего дело было действительно в том, что в некоторых киноманских кругах Драйв восхваляют и требовательно рекомендуют к просмотру.

Но вот в очередное утро я проснулась со стойким желанием посмотреть Драйв «здесь и сейчас». Моя история с этим фильмом просто какое-то собрание странных и необоснованных эмоций. К примеру, я смотрела его вчера, но как-то фильм кусками выпал из головы, оставляя расплывчатую картину оставшегося после него впечатления. Это не проблема фильма, а моя: к сожалению на меня напала неудача и вылез флюс. Долгая история человеческой глупости и удивительного совпадения событий привела к тому, что встав утром я ощутила боль в надкостнице справа, на работе щека начала припухать, а к вечеру я была образчиком чистокровности своей национальности (но только на правую сторону), посему ощущение реальности и светлость ума меня несколько покинули из-за недомогания и происходившее осталось эфемерными картинками. Забегая вперед скажу, что сегодня десну резали, но это не избавило меня от еще более жуткой опухшей щеки, а завтрашним днем мне предстоит (надеюсь удачный) поход к врачу. Крайне неудобно получать недомогание в выходные.

По итогу просмотра Драйва я уже решила, что его следует пересмотреть и будет сделать это приятно. А сегодня в силу «беспамятства» я безотлагательно пришла к исполнению вчерашней мысли. Но рассказать о фильме и впечатлениях это не мешает. К тому же стоит как-то сгруппировать в единую кучку изменившееся мнение о Драйве и Гослинге.

drive-poster2

Первое, что узнается об этом фильме, что его жанр — неонуар. Я же привыкла к разным поджанрам, от которых глаза лезут на лоб. К примеру, существует такой отдельный жанр, как фильмы с зомби-фашистами. О нет, зомби-апокалипсисы и зомби-фашисты это разные жанры! Вот так, знайте.

Но вернемся к Драйву, который, слава богу, не относится к жанру зомби-фашистов. По старой доброй традиции фильм снят по книге. Пока я не могу сказать, насколько разнятся сценарий и оригинал, пошли ли изменения на пользу сюжету или же нет. Но книга уже в планах к прочтению.

Сюжет повествует о безымянном протагонисте, которого называют просто Водитель. Водитель молчалив, спокоен и отстранен, создается впечатление, что он живет в собственном исключительном ритме, отличном от того, по которому живет Земля. Благодаря интересному подходу режиссера, отличающегося съемкой подобный картин, наполненных отпосылками, эфемерностью и отстраненностью, Драйв оставляет приятное впечатление. По крайней мере я уверена, что даже если фильм не понравится зрителю, он запомнит Драйв за свой особый ритм, за эклектику жанров, за постановку кадра и художественные приемы. Фильм, который стоит смотреть глазами, впитывать в себя каждое мгновение тайминга, боясь упустить даже малейшее изменение в мимике актеров. Потому что слов здесь не так много. Их ровно столько, сколько нужно, чтобы вы не заскучали и не стали думать, что это псевдоинтеллектуальная картина с якобы глубоким смыслом. Замысловатыми приемами пользуются многие (не устану ставить в пример Нолана и Inception, а именно ту самую маленькую деталь, которая разрешает спор о концовке фильма: обручальное кольцо Кобба, которое он носит лишь во снах). Многие пользуются, но не всегда умело. Особенно этим грешат режиссеры фильмов, предназначенных для узкого круга публики, вроде арт-хауса или неонуара. Однако Николас В. Рефн справился с тем, на что замахнулся. Возможно здесь в плюс идет опыт и намеренное желание работать в таких жанрах, без попыток кого-то удивить и шокировать: он просто хочет снимать особое кино.

Водитель днем каскадер для трюков с машинами и автомеханик у своего «менеджера» Шеннона, держащего небольшую авто-мастерскую. Ночью же он оказывает услугу водителя для грабителей: никаких имен, никаких повторных звонкоd, они говорят ему место, он приезжает и дает им ровно пять минут для ограбления, все что происходит в течение этих пяти минут — его проблема, все, что выбивается за лимит — проблема его клиентов. Если они опаздывают, Водитель уезжает. Фильм начинается именно с ограбления и дальнейшей погони с участием полиции, избегая которой Водитель заезжает на парковку у стадиона, где расходятся довольные прошедшим матчем фанаты. Теряясь в толпе, он оставляет грабителей одних — теперь это их дело, как сбежать от полиции, если они найдут машину. В один из дней Водитель сталкивается с соседкой в лифте, а чуть позже замечает ее в супермаркете, но не решается подойти, когда видит с ней ребенка. Уже на парковке Водитель все же подходит к ней, видя, что у девушки сломалась машина. Продолжая быть джентльменом, он заносит покупки соседки в квартиру, где во время разговора выясняется, что ее муж сидит в тюрьме, а по интонациям Айрин видно, что она вовсе не хочет дожидаться его и ее сердце давно свободно. Уже почти завязавшийся роман затихает, когда из тюрьмы внезапно возвращается муж Айрин — Стандарт. Водитель старается найти нужную дистанцию, чтобы не рушить их семью, но уже оказывается привязанным к Айрин и ее сыну, поэтому, когда у Стандарта появляются проблемы с мафией и деньгами, он не может не помочь им. Ограбление ломбарда на троих: Водитель и два грабителя, один из которых Стадарт, почти становится идеальным, но Стандарта убивают, и Водитель понимает, что оказывается ввязан в игру, правила которой далеко не на его стороне, хотя это не пугает его. Решившись на дело ради Айрин и Бенисио, ее сына, Водитель должен закончить дело: Стндарта шантажировали их жизнями в обмен на деньги, и теперь им грозит неминуемая гибель. Выясняя кто заказал это ограбление на миллион, а вслед за этим и чьи это деньги, Водитель пытается обезопасить дорогих ему людей. Кажется, сюжет незамысловат и даже скучен. Признаюсь, именно такие эмоции у меня возникли при прочтении сюжета фильма. Но дьявол кроется в деталях, и их здесь много.

Для меня музыка, звучащая в начальных титрах стала своего рода мемом. Увы, я ее слишком хорошо знаю в отрыве от ленты и мне несколько инородно было слышать ее, едва начались титры. К оформлению музыки стоит сказать отдельные слова. Она погружает в нужную атмосферу, стирая современный лоск, хотя понятно, что сюжет рассказывает о «нашем времени». Музыка погружает нас в атмосферу 80х, не оставляя сомнений в ее «ретро»-стиле, каждый трек на своем месте и самое главное: вызывает желание слушать его и проникаться эмоциями, передающимися звучанием. Редко, но музыке из фильмов удается зацепить настолько мое внимание.

Слоган фильма «Some Heroes Are Real», и он отражает всю суть характера и мотивацию Водителя. Как я уже говорила, этот персонаж выглядит в какой-то степени инородно для мира, в котором живет. Это не «не здешний» парень, переехавший в большой город из провинции и потому сохранивший какую-то наивность или честность. Водитель вообще словно не из этого мира, не из этой эпохи, не из этой жизни. Он словно скучающая персона, которой живется хорошо ровно в рамках своей жизни: ему не нужна компания, общение, но при этом он не избегает его, идеально вымеренный в своей социальной жизни человек с самодостаточным характером. Мы не знаем откуда он, чем занимался раньше, какой на самом деле характер Водителя. Лишь частично открывается занавеса его личности в сюжете. По своей натуре он герой, тот самый герой, который самоотверженно может спасти кого-то, не прося взамен ничего. Словно супергерой без способностей. Он не желает славы, больших свершений, словно когда-то очень устал от всего этого и теперь ушел на покой и просто желает пожить для себя.

Сложно сказать о манере игры Гослинга что-то по одно картине, но именно в Драйве мне его игра нравится. Можно сказать, что играть неэмоционального персонажа легко, но на самом деле сделать это хорошо не так просто: одно дело показывать абсолютный ноль эмоций, быть словно дерево, декорация на экране, когда выражение лица «кирпичом» вызывает лишь раздражение и разочарование у зрителя, и совершенно иной уровень, когда ты чувствуешь эти эмоции, которые все же спрятаны где-то внутри героя, когда даже легкая улыбка или прищур могут выдать чувства и настроение героя. Водитель меланхоличен и спокоен, он интроверт в том самом правильном смысле этого слова. Не тот уже давно высмеянный в интернетах образ «замкнутого» человека, которого окружающим сложно понять, а просто не нуждающийся в лишнем общении человек. Потому каждая яркая эмоция, каждый диалог воспринимаются с живым интересом. Гораздо увлекательнее наблюдать за редкими всплесками эмоций или проявлениями мимолетных чувств, которые сложно герою удержать в себе, чем за излишне экспрессивным героем. Конечно, экспрессивные, яркие герои всегда приятны, но иногда очень быстро пресыщаешься этим: слишком громкие, слишком злые, удивляющиеся, негодующие, потому как играют их с набором двух-трех эмоций, ведь главное погромче, да почаще. Едва фильм начался, я решила переключить с озвучки на оригинальную дорожку, потом что голос озвучки как-то не вязался у меня с Гослингом здесь. Было удивительно обнаружить, что и его собственный голос не совсем вяжется с его внешностью. Привыкнуть к этому: дело пяти минут, но первое удивление все же было. Мне отчего-то казалось, что тембр голоса Гослинга должен быть в той же тональности, но чуть глубже по звучанию. Следуя характеру Водителя, он говорил очень спокойно, будто не хватает воздуха в легких, чтобы говорить громче. Наверняка многие поймут меня: такое часто случается при бронхите, когда «закладывает» легкие и приходится говорить на полувдохе, вроде и не шепотом, но тихо и неторопливо. К этому прибавился и акцент Гослинга, выходца из Канады, а конкретнее город Лондон в Онтарио, находящийся в тесном соседстве с «французской» стороной Канады. Не для кого не является секретом, что английский язык британцев, американцев, канадцев или австралийцев имеет различия в акценте. Даже у самих канадцев, в зависимости от того, в какой части страны они живут, акцент разнится благодаря смешению народов, заселивших эту часть Северной Америки. Возможно, Гослинг делал это намерено в роли Водителя — повторюсь, я не знаю его манеру игры в других картинах — а быть может у него и есть такой говор, но смотря фильм иногда я ловила себя на мысли, что слышу французскую речь. Манера произносить звуки на французский лад делала и без того вкрадчивый голос Водителя еще более мягким.

Конечно, одна из знаковых сцен фильма приход Водителя к Повару, когда он собирается вбить пулю в его лоб. До всего этого Вдитель еще сохранял образ спокойного и немного отстраненного человека, которому чужды страх, испуг, вроде благородного рыцаря. В момент, когда он говорит с Евреем (Нино) по телефону может показаться, что Водителя трясет от злобы, но ты понимаешь, что вот она: живая и неподдельная эмоция. Он боится, не самого Еврея и не того, что может с ним стать, хотя, в какой-то степени и этого тоже. Прежде он боится за человека, который стал ему дорог. Весьма забавно, что шаблонный сюжет о том, что человек способен на подвиг из-за любви, раскрывается таким нетипичным образом. Лишний раз доказывается, что все сюжеты уже когда-то были и не раз, другой вопрос, как подавать это.

Благодаря отрешенности Водителя, диалогам без излишек и стилю повествования фильм идет на одном дыхании. При этом он плавен. Оттого каждая минута экранного времени тебе интересна и не дает скучать от затянутости сцен. Потому что ты ловишь каждое слово героев, каждый их жест, анализируешь и строишь догадки, как они поступят и, конечно же, жадно впитываешь все глазами. Как я уже говорила: фильм надо смотреть глазами. Бывают те, которые можно «смотреть» ушами, или чувствовать, сочетать все вместе. А есть фильмы, которые призваны для визуального насыщения: жизнь Пи, Великий Гетсби… Драйв не из этой линейки, в нем нет сцен, которые созданы для 3D или большого экрана и которые теряют свое очарование вне зала, но в нем есть операторская работа, постановка кадра, на которую обращаешь внимание. Мне очень нравится то, как подошли к решению съемки моментов в машине, игра теней, смена ракурсов.

Опять же, возвращаясь к сравнениям с оригиналом: я не могу сказать, каким именно создал своего персонажа Джеймс Саллис, какими оказались другие персонажи, какие сцены и насколько глубоко отразились в самом фильме. Например сцена поцелуя, тоже одна из самый запоминающихся сцен (как и дальнейшая расправа с подосланным киллером). Может показаться что фильму не стоит бояться показывать откровенных сцен, показывать развитие отношений, когда в нем столько убийств и крови, но именно игра Рефна на диссонансе делает фильм еще более приятным: вместо тесного общения, тактильной связи и «химии» он показывает чувства так, словно хотел снять нежную мелодраму. Мы видим в Водителе далеко не крутого парня, а романтика, человека, способного на любовь возвышенную, когда человеку нужно не тело, а душа. Он ни разу не пытался нарушить границы личного пространства Айрин, была не одна сцена, которая, казалось, должна закончиться поцелуем, но он даже не придвигался к ней ближе. К тому же его отношение к сыну Айрин — Бенисио. Скорее он симпатизировал этой семье в целом, нежели проявлял интерес к Айрин, как к женщине.

Хотя из-за приевшегося образа Кэри Миллиган в фильмах я не слишком ей симпатизирую: девушки-жертвы, трагичные судьбы, простушки с драмой за спиной из бедного района большого города или провинции. Здесь она ощущалась на своем месте, дополняя сюжет и привнося ценность свой игрой. Вообще здесь довольно звездный состав: половину людей из главных действующих лиц  я знаю, смотрела с ними фильмы. До просмотра Драйва я не смотрела на список актеров, поэтому для меня становилось приятным видеть этих людей, словно ты зашел к друзьям на огонек.

Крайне редко мое мнение, если оно заочно было плохим, можно исправить, но Драйв справился с задачей. Еще в самом начале я поняла, что все мои опасения были напрасны, и фильм достоин просмотра. Приятное открытие, которое принесло мне в копилку новые эмоции и вдохновение, а самое главное оставило в памяти несколько очень ярких и эмоциональный сцен. Я читала описание сюжета и финал не был для меня загадкой, но даже зная его, я сидела и вглядывалась в каждую черточку лица Гослинга, ожидая, когда же он моргнет, чтобы успокоить меня.

Открытый ли финал? Нет. Для меня он завершен в том плане, что Водитель  Айрин не встретятся. Скорее всего никогда. И оттого кадр в машине, когда он едет по трассе заставил сердце сжаться. Опять же никаких ярких эмоций от персонажа, но даже легкой влаги в глазах достаточно, чтобы понимать, насколько трудно дается ему это решение. Концовка открыта для самого Водителя: что именно его ждет и куда он уедет. И это заставляет подумать о том, откуда он приехал прежде и что его заставило поступить так тогда. Своего рода замкнутый круг. Красивое завершение красивого фильма, который впечатлил меня настолько, что я написали мнение больше чем на две тысячи слов. Он того достоин.

Добавить комментарий

