Гони!

Как я и хотела, я прочитала оригинал, легший в основу Драйва. У книги Джеймса Саллиса несколько переводов, я предпочла тот, что делали АСТ в 2006 году, и именно как «Гони!» они перевели название книги. Предпочла я такой перевод за более приятный язык и, конечно же, Водителя. Найденный мною перевод Азбуки, в котором книга как и фильм переведена «Драйв» и вышла вслед за фильмом, Водителя перевели как Гонщика. Имея некоторое представление о сюжете книге, я посчитала странным переводить так его «имя», т.к. он все же водитель, а не гонщик.

9781842437247.jpg

Скажу, что мне понравилась больше адаптация сценария, нежели книга. История Водителя в фильме более логична и интересна. Вообще с авторством Саллиса я сталкиваюсь впервые, и он напомнил мне Кунца языком. Читать его так же приятно и интересно, но все же в повествовании проскальзывает что-то, что делает сюжет для меня неинтересным. Говоря о плюсах, кроме приятного языка хочется отметить подход к изложению мысли. Прежде чем найти книгу я почитала отзывы, многие посчитали минусом разрозненное повествование идущее иногда не в хронологическом порядке. Некоторые из читавших книгу, разумеется, пришли к ней от фильма, что тоже повлияло на градус разочарования (ах, право слово, ведь там такой Гослинг, а тут Водитель — совсем не харизматичный тип!). Еще некоторая доля людей отмечала образ волка-одиночки, явно не выдержанный и тухловатый. Заручившись такими мнениями я ожидала и собственного разочарования, но ни разу за книгу Водитель не показался мне шаблонным и плоским «волком-одиночкой», если честно, он вообще на такого персонажа не тянул. Скорее как лодка, плывущая по реке без хозяина: его прибивает то к одним людям, то к другим, он переезжает из одной квартиры в другую, даже города менялись не раз, никакой претензии на гордого и одинокого героя. Быть может Саллис хотел показать Водителя другим, но именно так увидела его я. Он довольствуется малым и живет не ради великих свершений, ради какой-то цели, но и не влачит существование. Он не Созерцатель, который видит какой-то особый смысл в такой жизни, скорее один из десятков похожих людей, живущих в разных уголках мира.

Фильм позаимствовал некоторые образы персонажей книги, не все из которых имели такую же важную роль в повествовании. Шеннон лишь оказался билетом в киноиндустрию для Водителя, а Стандард был почти другом главного героя, с которым Водитель не раз ездил «на дело». Прототипом Айрин стала Ирина — так же жена Стандарда, но имеющая мексиканские корни, хотя у Водителя с ней имелась романтическая линия, которой Саллис коснулся вскользь, она не особо повлияла на сюжет. Основные проблем Водителя начались после кражи большой суммы денег в ломбарде, но все его дальнейшие действия продиктованы не благородным желанием помочь Ирине, а инстинктом самосохранения. Ирина довольно быстро после смерти Сандарда оказывается убита, а Водитель убивает бандитов и мафию не из чувства мести, а чтобы не бояться ходить по темным улицам, постоянно оборачиваясь и ожидая удара в спину.

Вообще именно сама суть действий Водителя и испортила впечатление от книги. Мне показалось абсолютно бессмысленным все это, хотя именно на череде убийств и строится весь сюжет книги. Это показалось мне пресным, словно Саллис хотел кратко описать пару-тройку сцен, которые можно было хорошо воплотить на экране и забыл дописать кульминационные моменты между всем этим. Опять же повторюсь, книга хороша, но не в моем вкусе. Атмосфера задержавшихся в 80-90х персонажей мне претит, хотя было приятно видеть упоминания Mad Max и Tunder Road, в какой-то степени это родило во мне приятное чувство ностальгии. И в то же время напомнило, как я не люблю серую Америку, погрязшую в коктейле унылого быта злачных районом и криминала «по-мелкому». Конечно, это нуар, но все же я предпочитаю более изысканную его форму, детектива времен 60х годов, но никак не «почти современной» Америки.

Кроме всего прочего книга уступает фильму в том, что никакой интриги в прошлом Водителя нет: довольно подробно Саллис рассказал о том, каким было его детство, подростковый период, как он оказался в этом месте, почему стал работать в Голливуде. Это несомненно сделало персонажа живым и в то же время сделало его чуть более бледным. Надо сказать, Водитель в книге гораздо более общителен, чем в фильме, к тому же вполне социально адаптированный к бытовой жизни (в книге описывается, как Водитель готовил вместе с Ириной). У Водителя имеются какие-никакие друзья среди «коллег» по голливудскому цеху, а так же хобби в виде чтения книг. Все это придает его образу уникальный шарм, и в то же время такой Водитель уступает своему «потомку» в фильме, ставшему более аутентичным, лаконичным и выделяющимся на фоне других героев.

Книга вышла в 2005 году, хотя благодаря некоторым упоминаниям фильмов, мне казалось, что она старше. Редко сталкиваешься с книгами, авторы которых намеренно пишут об уже прошедшей современности.

driven

Волей случая я наткнулась на упоминания Driven. Оказалось, что на волне успеха фильма Саллис написал продолжение истории, в основу которой легла история Водителя из фильма. Уже одно это заставило меня разочароваться, каким бы ни было желание автора получить второй шанс на успех, прогибаться и забывать о собственной трактовке истории в угоду фильму… Это неуважение к себе. Я вполне осознаю, что Саллису мог понравится сценарий фильма, как изменили его историю и что в итоге получилось, но слишком инородно воспринимать книгу-продолжение, у которой общего больше с фильмом, а не своей книгой-предшественницей.

Сюжет Driven строится вокруг того де Водителя. Спустя семь лет после истории фильма он оседает в Фениксе, забывает Айрин, знакомится с новой женщиной, но пойти сложившаяся идиллия рушится благодаря нападению бандитов. Смерть невесты заставляет Водителя вступить вновь на дорогу ярости, насилия и убийств.

Знаете, это напомнило мне новость о втором фильме про Джона Уика, к которой я отношусь с очень большой долей скептицизма. Эта выжатая из пальца драма ради хоть какой-то раскачки сюжета, который был закончен и не требовал никакого продолжения. В случае с Уиком люди шутят о том, что «они убивают его новую собаку и угоняют его новую тачку», поэтому вновь ушедший на покой киллер выходит на тропу войны. С Водителем выходит так же: вот вроде бы ему дают шанс на обычную жизнь, но тут же искусственно разжигают огонь грядущей бойни по банальнейшему сценарию.

Вряд ли я захочу познакомиться с Driven, в случае с этой книгой сил на попытку изменить мнение у меня нет.

Добавить комментарий

