Мечтают ли андроиды об электроовцах

01

Прочтена была книга мною уже около месяца назад, но только сейчас я собралась наконец-то написать об этом. Нет, дело не в том, что я не знала, как к этому подступиться. Все банальнее и прозаичнее: не доходили руки. Вот такой русский оксюморон. То, что фильм Bladerunner основан на книге, я, наверное, знала, но как-то не придавала этому значения. А потом неожиданно мне захотелось узнать различия между первоисточником и экранизацией. Увы, перевод мне попался, не самый замечательный, я обязательно перечитаю книгу в другом. Но какое-то мнение составить даже так мне удалось.

Я люблю кибер-панк, а книги авторов рубежа прошлого века, это нечто особенное и интересное. Все они мечтали о роботах, покорении космоса и, конечно же, предрекали Третью мировую. Ситуация на мировой арене располагала к подобным мыслям. Их произведения похожи и в то же время совершенно по-разному выглядят. Это своего рода почерк и отличительная черта эпохи.

Книга Филиппа Дика повествует о охотнике за премиальными (в фильме подобных полицейских называли бегущими по лезвию). Ему предстоит выполнить заказ на сбежавших анди (в фильме они стали репликантами), один из которых уже успел ранить полицейского при попытки задержать. Но прежде Декард отправляется в компанию, которой принадлежат анди. В корпорации Роузен (ее аналог Тайрел), он встречается с главой компании и еще «племянницей», на которой и проводится тест Войда-Кампфа. Декард, не смотря на все уловки, вычисляет в ней анди.

Роузен хотят сотрудничать с расследованием в собственных целях (выяснить, где именно анди делают ошибки во время тестирования, чтобы позже усовершенствовать их и сделать полностью идентичными людям). К сожалению (быть может из-за перевода?), я не заметила этой вечной внутренней борьбы Декарда, задающегося вопросом, а не андроид ли он сам? Сами рассуждения о этике, насколько анди не люди в моральном плане, что делать, когда их невозможно отличить, и насколько собственные моральные принципы ему позволяют желать изменить жене с андроидом, если анди это лишь техника, робот — это присутствовало, но сильное переживание о собственном происхождении, увы. Так же для меня ускользающим образом стал мерсеризм — религия нового мира. Возможно, имея уже собственный опыт в описании чего-то, создании легенд мира, людей, событий, я вижу явные недочеты (являющиеся таковыми на мой взгляд, разумеется), и именно поэтому некоторые моменты вызывают читательское отторжение. Словно Дик хотел рассказать несколько историй, но они были неполноценны, потому-то он и соединил их все в одну: мерсеризм, анди, модулятор настроения Пенфилда. Они слишком разрозненны и разбросаны по книге, чтобы это все оказалось частями одного мира. Мне было бы приятнее читать книги о «новой» религии, о будущем с модуляторами настроения, и андроидах и охотниках за премиальными.

Говоря о схожести книги с другими произведениями фантастов 50х годов прошлого века, стоит отметить их ориентированность на политику того времени. СССР тогда имел большое влияние, противостояние «советов» и Америки скользило буквально в каждом произведении: авторы пророчили подъем СССР, постоянную гонку вооружений, борьбу за космос, звание первопроходцев в науках. В «Мечтают ли…» так же много раз упоминаются физики, психологи, медики из СССР.Это приятное и закономерное упоминание, писатели смотрели вперед на 30, 50, 70 лет вперед и говорили о том, что США и СССР так же будут оставаться первыми по влиянию странами в мире. Конечно же, многие пророчили Третью Мировую, понимая, что это будет неминуемо, если отношения между двумя странами не изменятся. Во многих книгах действие происходит уже после войны, точно так же они создавали сюжет так, что Земля пострадала от действий двух сверхдержав, а именно использования ядерного оружия.

Смотря на опасения писателей, являвшихся современниками этой реальной угрозы, я рада, что определенная часть их историй осталась выдумкой. Мне страшно представить, какой бы на самом деле путь развития ждал человечество, если бы Третья Мировая началась, началась бы по вине СССР и США, и закончилась бы уничтожением большинства живого на Земле из-за использования ядерного оружия.

Мне нравится эта продуманная история о том, почему люди улетели с Земли в колонии на Марсе, почему появились животные-роботы, общее настроение людей, живущих по каким-либо причинам на Земле. Дик не подробно, но емко коснулся всех этих тем, создал общее впечатление от мира будущего. И это еще один из плюсов истории.

Так же стоит отметить хронологию происходящего. Сюжет выстраивается по двум путям, которые постепенно находят точку объединения в конце книги. Первая о Декарде — охотнике за премиальными, об анди со стороны законодательства, «просвященного» общества, более высокого слоя населения. Вторая строится из «низов», рассказывает об Изидоре, представителе меньшинства людей, которые, как и анди, не способны проходить тест Войда-Кампфа в силу психических и психологических условностей своей натуры. Конкретно о заболевании Изидора не говорится, но по его мыслям и словам становится ясно, что он слабоумен. Слабоумен не в нашем понятии, а скорее по критериям Земли будущего. Человек, приравнивающийся в анди и имеющий едва ли больше прав, чем у андроидов, вынужденный существовать и выживать в и без того враждебном мире. Нам дается две позиции, две истории, благодаря описанию каждой из которых мы можем составить свое мнение о анди, о этичности, моральных ценностях и том, стоит ли делать из еще более идентичными людям.

Не смотря на какие-то морально устаревшие детали истории, на легкие недочеты (по моему мнению), я все же осталась довольна. Мне не стало жаль времени, которое я на нее потратила, к тому же я хочу прочесть ее еще раз, в более качественном переводе. Эта книга подарила мне некоторые мысли, и я благодарна писателю за это. Как и фильм, она мне запомнилась.

Добавить комментарий

